Татьяна Савченко, юрист ООО «Бизнес и Право»

Банкротство физических лиц

09.07.2020
Процедура банкротства физического лица подразумевает под собой то, что государство и кредиторы признали гражданина неплатежеспособным и прекратили преследование должника с требованием погасить долги после того, как все меры для удовлетворения их требований были максимально выполнены.

Подать заявление о признании себя банкротом может любой гражданин, который имеет задолженность по всем кредитам и долгам в размере свыше 500 тысяч рублей и не выплачивает их более трех месяцев с даты, в которую он должен был их отдать.

Гражданин вправе не дожидаться наступления этих двух обстоятельств, если предвидит возможность банкротства при наличии соответствующих условий. То есть подать заявление о банкротстве можно и при меньшей сумме долга.

Инициаторами могут также выступить кредиторы или Федеральная налоговая служба.

Обязательной является ситуация, когда должник имеет долг перед несколькими кредиторами и понимает, что, даже погасив часть долга, не в состоянии выплатить оставшуюся сумму. Обратиться в суд он обязан не позднее чем через 30 дней после наступления ситуации, удовлетворяющей условиям банкротства.
Что нужно сделать
Для подачи заявления в Арбитражный суд потребуется приложить следующие документы:

1) документы, подтверждающие задолженность;
2) опись имущества гражданина с документами, подтверждающими право собственности на него;
3) документы на сделки с имуществом за 3 года;
4) сведения о доходах и налогах за трехлетний период;
5) справки из банков о наличии счетов или вкладов;
6) выписка из ЕГРИП, подтверждающая статус ИП или его отсутствие;
7) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
8) сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
9) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (при наличии);
10) копия свидетельства о заключении/расторжении брака (при наличии);
11) копия брачного договора или копия соглашения или судебного акта о разделе общего имущества супругов (при наличии);
12) документы, подтверждающие иные обстоятельства, на которых основывается заявление гражданина.

Заявление подается в арбитражный суд по месту жительства гражданина и заполняется по установленной форме. Заявление должно содержать сведения об общей сумме задолженности. Отдельно указываются долги по погашению обязательных платежей и по возмещению вреда жизни и здоровью (если они имеются). Далее гражданин перечисляет причины, которые привели к ухудшению финансового состояния, отмечает наличие исковых требований к нему, исполнительных производств или прочих документов, в соответствии с которыми происходит списание денег со счетов, а также наличие имущества и банковских счетов. Затем в заявлении указывается наименования выбранной саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая направит финансового управляющего. Участие управляющего — необходимое условие при оформлении банкротства физических лиц.

Перед подачей заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) нужно будет оплатить государственную пошлину, в настоящее время она составляет 300 рублей. Также потребуется оплатить услуги арбитражного управляющего – 25 000 рублей (внести на депозит суда). При необходимости получить рассрочку, соответствующее заявление нужно подать в суд.

Заявление о банкротстве может быть подано тремя способами:

1) Через канцелярию арбитражного суда.
2) С помощью Почты РФ. Заявление направляется заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
3) Дистанционно посредством электронного сервиса «Мой арбитр».
Сроки процедуры банкротства
Законодательство не содержит указание на максимальные сроки продолжительности процедуры признания лица финансово несостоятельным, оно содержит только максимальные сроки по отдельным процедурам в рамках дела о банкротстве, а конкретные сроки будут зависеть от целого ряда индивидуальных параметров, в среднем срок данной процедуры составляет 7-8 месяцев.
Последствия признания физического лица банкротом
- В течение пяти лет гражданин не вправе брать кредит без указания на факт своего банкротства.
- В течение пяти лет с даты признания гражданина банкротом дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина.
- Если все же в течение пять лет по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа дело о банкротство будет возбуждено, то по окончании этой процедуры долги не будут считаться погашенными и по завершению реализации имущества гражданина судом будут выдаваться исполнительные листы.
- В течение трех лет с даты признания гражданина банкротом он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

После процедуры банкротства не списываются следующие требования:

- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
- о выплате заработной платы и выходного пособия (если должник кого-то нанимал);
- о возмещении морального вреда;
- о взыскании алиментов;
- требования, неразрывно связанные с личностью кредитора;
- требования, не заявленные в заявлении и в процедуре.
Итак, процедура банкротства требует от гражданина наличия не только материальных ресурсов и свободного времени, но также юридических знаний, навыков и умений. Особенного внимания заслуживает процесс подготовки заявления и необходимых для этого документов.

Если Вам нужно подготовить заявление на банкротство или собрать пакет требуемых для этого документов, но Вы не знаете как, просто позвоните нам, будем рады Вам помочь!

Наши контакты:
тел. +7-977-828-21-66 (WhatsApp, Telegram)
e-mail: info@bus-law.ru
Вам понравилась эта статья?
Заказать услугу
Вы можете заказать у нас эту услугу.
Для этого укажите свое имя и номер телефона. Наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.
Error get alias