Татьяна Савченко, юрист ООО «Бизнес и Право»

Досудебный претензионный порядок и пути решения возникающих проблем

24.03.2020
Каждому хоть раз в жизни приходилось сталкиваться с такой неприятной ситуацией, когда ему продали товар или оказали услугу ненадлежащего качества. Например, заказывал через интернет-магазин юбку, а она пришла с дыркой. Или того лучше, прислали брюки вместо юбки, да и те на три размера меньше. Знакомо? Что же делать в этом случае? Можно, конечно, сразу пойти в суд с заявлением. Там долго и упорно доказывать свою правоту и требовать возмещения ущерба. Можно попробовать подать жалобу в Роспотребнадзор. Но в обоих случаях, придется набраться терпения до того, как будет вынесено решение. А можно пойти более коротким путем – обратиться к продавцу с претензией.
Досудебное урегулирование спора позволит Вам существенно сэкономить время на решение конфликта. Продавцу проще сразу же удовлетворить требование недовольного покупателя и на это есть 2 причины. Крупные магазины дорожат своей репутацией и им не хочется терять потенциальных клиентов, и второе - в случае судебных баталий, расходы магазина существенно возрастают: тут оплата госпошлин, штрафов, судебных экспертиз, расходы на юристов и прочее.

Досудебное урегулирование — это процедура, при которой одна сторона направляет другой претензию. В ней указываются недостатки и сроки для их устранения. Главной целью досудебного урегулирования является решение проблемы до обращения в суд – мирным путем. Если обратитесь с претензией, всегда есть шанс решить вопрос быстро и поберечь свои нервы.

Для соблюдения досудебного претензионного порядка нужно понимать тонкости и проблемы этой процедуры.
Виды претензионного порядка
Известны 2 вида досудебного порядка: обязательный и добровольный. Обязательный порядок предусмотрен требованиями законодательства, а добровольный – соблюдается по желанию сторон.

Досудебный порядок обязателен, когда он прямо предусмотрен в кодексах, и когда стороны зафиксировали его в договоре. К первому случаю чаще всего относятся экономические споры – споры между индивидуальными предпринимателями и/или компаниями. Во втором случае, если в законе нет ссылки на необходимость подачи досудебной претензии, то стороны вправе закрепить претензионный порядок в договоре. Если условия о подаче претензии до обращения в суд фигурирует в договоре, стороны в обязательном порядке должны обращаться друг к другу с претензией. Если не обратиться с претензией в обоих случаях, то суд вернет Вам исковое заявление или оставит его без рассмотрения. Тогда Вам все равно придется подавать претензию и повторно обращаться в судебный орган.

Случаи, когда досудебный порядок не обязателен, также указаны в законе. Бывают случаи, когда Вы твердо вознамерились подавать иск, но не уверены, нужна ли досудебная претензия. В этом случае можно подстраховаться и направить предварительную претензию своему противнику, независимо от того, предусмотрена ли она требованиями законодательства или нет.
Проблемы досудебного претензионного порядка
Вы можете подать досудебную претензию, затем обратиться с иском в суд и все равно иск останется без рассмотрения.

Полгода назад ООО «Станки» поставили в адрес компании ООО «Эскада» оборудование. Покупатель до сих пор не рассчитался с поставщиком за товар. Коммерческий директор компании «Станки» намерен обратиться в суд как можно быстрее. Такую же задачу он поставил своему менеджеру Алексею, который работал с этим покупателем. Менеджер Алексей нашел шаблон претензии в интернете и подготовил претензию к компании «Эскада», в которой просил последнего оплатить долг за поставку товара. Поскольку руководитель поручил ускорить взыскание долга с покупателя, Алексей указал срок для ответа на претензию – 2 рабочих дня. Через 2 рабочих дня Алексею никто не ответил на претензию. Он нашел шаблон иска, подготовил иск и отправил в суд. Что было потом? Иск оставили без рассмотрения. Долг покупателем не оплачен. Потеряно 1,5 месяца. А все потому, что Алексей не учел сроки для ответа на претензию.

Срок для ответа на претензию зависит от категории спора. Во многих случаях он составляет 30 календарных дней с момента направления претензии. Прежде чем направлять претензию, узнайте, какой срок предусмотрен для претензионного порядка для Вашего дела. От этого напрямую зависит, рассмотрит суд Ваш иск или нет.

Бывает, Вы отправили претензию, подождали 30 дней с даты отправки и обратились в суд. Суд начинает рассматривать Ваше дело и поднимает вопрос о подтверждении претензионного порядка. У неопытного истца может возникнуть проблема, связанная с подтверждением отправки ответчику досудебных требований. Очень часто ответчик утверждает в суде, что не получал претензию от истца. Если истец не докажет отправление претензии ответчику, претензионный порядок будет считаться несоблюденным. И Вы уже знаете, что суд оставит иск без рассмотрения. Такие ситуации в суде, когда у истца отсутствуют доказательства отправки претензии, не редкость.

Чтобы не оказаться в таком положении в суде, претензию нужно направлять заказным письмом, желательно с описью вложения по всем известным адресам ответчика. Есть другой способ оправки претензии – вручить ее лично под расписку. Если ответчиком является организация, то претензия направляется по его юридическому адресу, а если ответчик - гражданин, то претензию следует направлять по его последнему месту жительства. Если Вы не уверены в точном месте нахождения или месте проживания ответчика, то отправку лучше доверить опытному юристу, который поможет правильно определить адрес ответчика не зависимо от того, организация это или физическое лицо.
Претензия юриста
Претензию можно подготовить самостоятельно, но лучше поручить это юристу. Одно дело составить претензию, другое дело – отправить ее так, чтобы Ваш спор в суде завершился успехом, а не потерей времени. Только юрист знает все тонкости претензионного порядка.

Немного справки. Слово «претензия» произошло от латинского слова «praetensio», что означает притязание. Это предъявление определенных требований или жалоба в письменной форме, основанная на фактах нарушения прав написавшего ее лица. Суть претензии состоит в требовании кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, устранении недостатков проданной вещи, выполненной работы и прочее.

Подготовка претензии юристом — это составление юридически грамотного документа с учетом нужных для дела тонкостей. Правильно составленная претензия является ключевым моментом при досудебном урегулировании различных споров. Как уже отмечалось ранее, в большинстве случаев, недобросовестные продавцы товаров и услуг, получив претензию, предпочтут решить вопрос мирным путем, чем пуститься в затяжные судебные тяжбы.

Для оперативной подготовки грамотной претензии нашим юристом потребуется:

- информация о сторонах спора (наименование организации, ФИО лица и его адрес),

- все имеющиеся документы по спору (договор на оказание услуг, товарные чеки, акты выполненных работ и прочее),

- доказательства факта нарушения прав клиента (скриншоты переписки покупателя с продавцом, фотографии полученной бракованной вещи и другое).
Юристы нашей юридической компании имеют большой практический опыт в составлении досудебных претензий. Подготовим Вам претензию или ответ на претензию любой сложности в удобные для Вас сроки.

Наши контакты:
тел. +7-977-828-21-66 (WhatsApp, Telegram)
e-mail: info@bus-law.ru
Вам понравилась эта статья?
Заказать услугу
Вы можете заказать у нас эту услугу.
Для этого укажите свое имя и номер телефона. Наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.
Error get alias
Error get alias
Error get alias